1. Основные подходы к реализации проектов

Основные подходы к реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяются исполнителями работ по внедрению энергосберегающих мероприятий, а также источниками их финансирования.

  1. Собственные силы, например, служба главного энергетика, за счет собственных или заемных средств.
  2. Привлечение сторонних организаций для поставки оборудования и выполнения работ за счет собственных или заемных средств. В настоящий момент большинство мероприятий на объектах бюджетной сферы финансируются и выполняются именно по такой схеме. Стандартный источник финансирования – средства программ энергосбережения всех уровней. Зачастую такие проекты носят характер «Пилотных проектов», в рамках выполнения которых проверяется корректность требований, включенных в документацию, а также возможные риски, с которыми сталкиваются исполнители и заказчики. 
  3. Реализация мероприятий в рамках энергосервисных контрактов.
Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Исполнитель работ по энергосервисному договору (энергосервисная компания) реализует перечень энергосберегающих мероприятий за счет собственных или привлеченных средств. Оплата выполнения работ по энергосервисному договору осуществляется из фактической экономии по оплате коммунальных услуг, достигнутой в результате выполнения энергосберегающих мероприятий. 

При этом на оплату по энергосервисному контракту может быть направлена только часть достигнутой экономии, оставшаяся часть остается в распоряжении учреждения и может быть, например, направлена на премирование сотрудников. 

Значимым подспорьем в заключении энергосервисного контракта является наличие энергетического паспорта, которое для бюджетных учреждений является обязательным.

2. Энергетическое обследование

При заключении контракта и выполнении энергетического обследования в бюджетной сфере наиболее часто применяют такую последовательность действий:

3. Энергосервисный контракт

При заключении контракта и выполнении энергетического обследования в бюджетной сфере наиболее часто применяют такую последовательность действий:

На этапе подготовки конкурсной документации производится определение основных параметров энергосервисного контракта, необходимых для проведение отбора Исполнителей, а так же форма проведения отбора и виды условий:
   a. экономия энергоресурсов;
   b. начальная (максимальная) цена;
   c. срок выполнения энергосервисного контракта;
   d. процент экономии, уплачиваемый Исполнителю.

4. Отбор для заключения ЭСК

Для заключения энергосервисного контракта потенциальный заказчик может выбрать один из возможных видов отбора, указанных в части 2 статьи 56.1 ФЗ-94. Так в состав возможных видов отбора входят: конкурсзапрос котировок, открытый аукцион в электронной форме.

Варианты условий отбора:

Вариант №1
1. Фиксированный размер экономии, руб. 
2. Максимальный процент экономии, %
Вариант №2
1. Минимальный размер экономии, руб.
2. Фиксированный процент экономии, %
Вариант №3
1. Минимальный размер экономии, руб.
2. Максимальный процент экономии, % 




Чаще всего используется третий вариант отбора, победителем при котором признается тот, кто предложит максимальный размер экономии и максимальный процент экономии для уплаты. Критерием для отбора является минимальная разница между расходами на энергоресурсы и экономией, уменьшенной на величину процента экономии, уплачиваемой исполнителю.

5.Технические мероприятия для энергосервиса

Ориентировочный срок окупаемости мероприятий для бюджетных учреждений.

Менее трех лет:
  1. Замена ламп накаливания на люминесцентные в системе внутреннего освещения;
  2. Замена ПРА на ЭПРА в системе внутреннего освещения;
  3. Замена ламп типа ДЛР на лампы типа ДНаТ в наружном освещении.
От 3 до 7 лет:
  1. Наклейка тепловых экранов за радиаторами отопления;
  2. Установка теплозащитной пленки на окнах ( в случае наличия пластиковых окон);
  3. Установка автоматизированных узлов управления теплоснабжением;
  4. Замена электродвигателей на насосах системы теплоснабжения (в случае наличия локальной котельной);
  5. Установка частотного регулирования электроприводов в локальных котельных (в случае наличия локальной котельной).
От 7 до 10 лет:
  1. Монтаж водоразборной аппаратуры (аэраторы – рассекатели, бесконтактные смесители);
  2. Монтаж двухкнопочной арматуры в сантехнику;
  3. Монтаж теплостатических регуляторов на систему отопления;
  4. Установка теплозащитной пленки на окнах;
  5. Теплоизоляция трубопроводов системы теплоснабжения.

6.Требования НПА к энергосервисной деятельности

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении соответствующих изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 19.

Вводит понятие энергосервисного контракта, его условия.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 56.1

Определяет порядок размещения заказов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд.

Определяет порядок определения цены контракта.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ, ст. 72.

Определяет право заключения энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Постановление Министерства финансов РФ от 21.12.2012 №171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов". Приложение №4 (ст. 223)

Определяет возможность планирования и оплаты по энергосервисным контрактам по статье "Коммунальные услуги"

Постановление Правительста РФ от 18.08.2010 №636 "О требованиях к условиям контрактов на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис" Приложение №1 и №2

Устанавливает основные условия энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд

Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.2010 №02 03 06/5448 "О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности"

Определяет возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями сэкономленных средств


Заказать энергосервис

бюджетных учереждений

Заполнить анкету и отравить на адрес manager@enprofit.ru

Заказать энергосервис

для наружного освещения

Заполнить анкету и отравить на адрес manager@enprofit.ru